Российский фарфор: история развития прозводства ИФЗ

В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.
Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.

От штукофена к блауфену и доменной печи

Открытие новых свойств чугуна предопределило его высокую популярность в дальнейшем. Дополнительным стимулом развития литейного производства стало активное развитие артиллерии, ядра (а затем и сами пушки) для которой отливались из этого материала. Однако для непрерывного литья и переработки жидкого чугуна пришлось несколько изменить устройство самих печей. Так появились блауфены – следующий шаг на пути к современной доменной печи. Высота блауфена достигала уже 5-6 метров и выплавка чугуна и железа здесь происходила одновременно. Как только завершался процесс выплавки (он продолжался около 15 часов), шлак пропускался через отверстие, расположенное ниже фурмы, а затем от него отделяли кусочки застывшего чугуна. Куски крицы при этом могли весить до полутонны, а сам процесс извлечения редко занимал меньше 3-4 часов. Затем начинался процесс подготовки блауфена к новой выплавке, который отнимал еще 4-5 часов. Чтобы избежать всех этих временных затрат, процесс выплавки чугуна и выплавки уже готового железа разделили на два отдельных процесса. Такие усовершенствованные блауфены и стали первыми доменными печами. Высота их шахты стала еще больше, подача воздуха также стала сильнее, а также был увеличен объем верхней шахты. Первые домны появились в Вестфалии уже в конце XV века и вскоре распространились по всей Европе.

Расцвет производства

Звездным часом пластмассы стал XX век, повлекший за собой массовые разработки и усовершенствование материала. Ученые экспериментировали с составом, добиваясь различных расцветок и свойств. Одним из ранних достижений в производстве пластмассы стал полиэтилен, который сперва использовался для телефонных кабелей, и только позднее обрел известное нам применение.

После окончания войны, когда потребовалось быстрое восстановление городов и быта, пластмасса сыграла немаловажную роль. Главным событием века стал ПВХ, случайно изобретенный французом Анри Реньо. Материал произвел настоящую революцию в производстве, став основой изготовления множество бытовых мелочей, строительных основ, обуви.

Что и как варили и пекли в русской печи

Русская печь многофункциональна: она обогревает дом, в ней готовят завтрак, обед и ужин, пекут блины, оладьи, хлеб и пироги, готовят корм (пойло) для домашнего скота, греют воду. На ней сушат зерно, травы, грибы и другие дары леса и огорода. В лютые морозы возле печи согревают новорожденных домашних животных. На печи лечатся от простуды. Постели теплее, чем на печи или на полатях возле русской печи, не бывает.

В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно, и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая.  Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали постоянно мерзнущие, старики, а на пристроенных сбоку голбцах и полатях спали дети. От тех времен осталась непонятная современному человеку поговорка: «Ты что, с печи упал что ли?». Так говорят о человеке, который начал говорить бессмыслицу или вести себя неадекватно. Действительно, упасть с печи было очень и очень больно, да еще упасть во сне: поневоле станешь неадекватен. Поэтому по краю печи хорошие хозяева обязательно делали барьеры и загородки из реечек или досок, чтобы люди с печи не падали.

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухвёдерный чугун. По высоте спокойно проходила и глиняная корчага с солодом для пива. Но самое главное – в печь через устье мог пролезть дюжий взрослый человек, чтобы вечером всласть попариться с березовым чесняговым веничком.

Читайте также:  Выбор и установка колосников для печи своими руками

Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни семьи. С вечера хозяйка в печь поближе к устью складывала определенным образом дрова. За ночь они подсыхали. Рано утром, когда еще не рассвело, хозяйка вставала с постели первой и разводила в печи огонь, ставила в печь чугунки и горшки, в которых обязательно варилась картошка, щи, каша, в глиняной плошке или на сковороде она пекла блины или оладьи. Спустя часа три дрова почти полностью сгорали, можно было выгребать угли и золу, подметать под и сажать в печь хлебы, пироги, а также ставить горшки с пищей. Устье закрывалось заслонкой.

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

Ухват необходим для извлечения горячей посуды (горшков и чугунов) и чтобы ставить их в печь. Сковороды ставились в печь сковородником (чапельником). Деревянная лопата (или садник) в основном служила для посадки в печь форм с хлебным тестом и противней с сырыми пирогами. Извлекались из печи формы и противни клюкой (кочергой). Использовались также для приготовления пищи горшки разного размера, крынки, утятницы, гусятницы, плошки. Для ухода за печью, поддержания огня, выгребания углей и золы нужны были кочерги, совки, помело (метла на палке). Помелом выметали из печи золу. До сих пор поговорку можно услышать: «У тебя язык, что помело» – имеется в виду не только болтливый человек, но и в выражениях не очень чистый. Помело, одним словом.  

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

Надеюсь, этим рассказом о том, какую еду готовили в русской печи, я вызвал ностальгию о той жизни у пожилых людей и зависть у молодых. Мы, пожилые, хотя бы в памяти своей храним это, а молодые, если и видели подобное, то только в музее. Имея русскую печку, наши не столь уж далекие предки, не имея электричества и газа, имели и тепло в доме, и пищу вкусную, разнообразную и горячую до позднего вечера, которую даже разогревать не надо было. Постоянно в доме была горячая вода. А какое развлечение было для внуков, когда бабушка вытаскивала специальными клещами из печи нагретые докрасна камни и бросала их в ушат или в кадку с 3–4 ведрами воды! Камни страшно шипели, а кухня наполнялась клубами пара. Помню, как я сидел утром на печи, бабушка пекла тонкие овсяные блины, черпаком наливала жидкое тесто на горячую, смазанную маслом, сковороду. Тесто при этом шипело и пузырилось. А через минуту блин был готов, и я получал его с пылу с жару в тарелочке прямо на печку.

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

Продолжение следует

Что и как варили и пекли в русской печи
Что и как варили и пекли в русской печи

В. Галанин

Читайте также:  Как сделать буржуйку на отработанном масле своими руками

Фарфор в России при Екатерине II

Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод.

Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

Вершиной славы Императорского завода в то время стали заказанные Екатериной II роскошные парадные столовые сервизы. «Арабесковый» сервиз, состоящий из 973 предметов, украшен орнаментом из арабесков в стиле античных, открытых при раскопках Помпеи и Геркуланума, фресок.

Фарфор в России при Екатерине II

Предметы Арабескового сервиза, 1784 г.

Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровны, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.

В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.),  то есть определял форму посуды, ее дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.